20 июля 2015 года. Приход столичного храма Космы и Дамиана в Шубине с 1997 года прямо внутри храма кормил до тысячи бездомных в неделю. За 15 лет было роздано около 500 тысяч порций. Все началось с двух тонн замороженной курицы, которую пожертвовали приходу в голодные 90-е, рассказывает настоятель храма протоиерей Александр Борисов.
От курицы до обеда
В 1991 году в магазинах было пусто, а отец Александр Борисов как депутат Моссовета и священник получал предложения на получение гуманитарной помощи для приходов от зарубежных благотворителей. Однажды, к Пасхе 1992 года, приходу передали около двух тонн замороженной курицы. «Мы раздали всем прихожанам по паре кур, приход был еще небольшой, человек 300, но курицы все равно оставалось много. Хранить ее можно было только на чердаке, где она бы быстро испортилась. Тогда мы стали обходить окрестные дома и предлагать зайти и взять кур. Инициатива получила самый горячий отклик, дело было перед 1 мая, так что кур разобрали за два дня», — вспоминает о. Александр.
После этого случая прихожане решили разыскать всех одиноких стариков и немощных людей в окрестностях храма, были составлены списки. Два раза в неделю прихожане готовили у себя дома обеды и разносили по квартирам нуждающихся. Когда положение в стране, по словам о. Александра, улучшилось, прихожане перестали разносить еду. Лишь некоторых особо немощных старушек храм продолжил опекать до самой их смерти.
Суп из топора
Осенью 1997 года к отцу Александру подошел один из прихожан по имени Леонид, владелец ресторана. В ресторане варили большое количество курицы для приготовления салатов, а бульон выливали. Леонид спросил, не заинтересуется ли приход этим куриным бульоном. Священник охотно согласился и в ответ поинтересовался, нельзя ли в бульон добавить немного картошечки и крупы. Так на приходе начали кормить бездомных прямо в храме. «Нашли сговорчивых мастеров, которые сделали нам достаточное число столов и скамеек со складывающимися ножками. Их можно было быстро разбирать и расставлять по храму, а после кормления убирать», — вспоминает о. Александр. По средам и пятницам, с 12 до 16, все желающие могли прийти в храм и бесплатно съесть суп с мягким хлебом и выпить чаю. В соседнем храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке людей начали кормить по вторникам и четвергам. Сначала желающих поесть было относительно немного — 30-50 человек. Но молва быстро разнесла хорошую новость, и вскоре за обедом уже собирались, в зависимости от времени года, от 200 до 600 человек. Здесь были не только малоимущие и бездомные, но и женщины с детьми, подростки, беженцы.
«Такие вещи всегда строятся вокруг одного энтузиаста, — считает о. Александр. — У нас был такой Костя Мурашов, который стал главным организатором кормления. Ему помогали — брат его Димитрий и некоторые другие. В храме было удобно кормить — каменный пол легко помыть, большой объем воздуха — легко проветрить. Дело было хорошее, и, главное, это объединяло приход. Многие люди стали присоединяться к этому понятному для них служению, и для всех находилось дело — помыть, накрыть, раздать, убрать, приготовить».
Последний обед
В 2013 году в Космодамианском храме бездомных покормили в последний раз. Из московской мэрии священнику позвонили и настоятельно потребовали кормление прекратить, потому что «в центре города должно быть чисто». «Кроме того, в мэрию постоянно шли жалобы от жителей окрестных домов, что вот, развели антисанитарию… Хотя все наши «пациенты» собирались лишь около храма, и территории окрестных домов все это не касалось. Но, как известно, всегда найдутся люди, которые найдут причины для жалоб. Было бы желание», — вспоминает о. Александр. Приход как раз начал строить дом прихода, и в мэрии пообещали, что строительство не согласуют, если кормление продолжится. Приход решил, что пока идет стройка, с мэрией лучше не ссориться. «Мы вынуждены были приостановить кормление. Не знаю, как будет дальше, появится ли возможность его продолжить», — добавляет о. Александр. Не помогло даже письмо, которое в защиту кормления написал мэру Сергею Собянину председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Вот, как о последнем кормлении бездомных вспоминают прихожане: «В храме отслужили панихиду накануне родительской субботы. Настроение у всех было подавленное, грустное. Никто не хотел смириться с такой ситуацией. Привычка помогать нуждающимся людям превратилась в жизненную необходимость, без которой просто трудно жить. Непрерывно звучали вопросы: Почему? Зачем? Кому мы мешали? Вопросы есть, а ответов и, главное, ответчиков нет! Формальная причина была в том, что собрание нуждающихся людей мешает жителям окрестных домов. Очень хотелось бы пригласить этих людей в храм во время обеда и выслушать их претензии, высказанные напрямую. Мы бы нашли общий язык».
Некоторые прихожане, в том числе Константин Мурашов, не смогли отказаться от деятельного служения ближним и пошли добровольцами в государственные соцучреждения Москвы. Начав с кормления, приход Космы и Дамиана перешел к следующему этапу — реабилитации бездомных.
Отдых после еды
Приход храма Космы и Дамиана познакомился с Ольгой Фролой, которая вместе с мужем и детьми открыла в селе Хитровщина Кимовского района Тульской области «Хитровщинский дом милосердия». К своему дому она приладила несколько пристроек и начала помогать сначала брошенным детям алкоголиков, а потом и просто всем людям, находящимся в катастрофическом положении. Сейчас Космодамианский храм помогает Дому строиться, доставляет продукты, одежду, православную литературу, иконки, духовенство и прихожане окормляют его обитателей.
Кроме того, приход Космы и Дамиана помогает дому трудолюбия «Ной», основанному Емельяном Сосинским на основе опыта дома трудолюбия св. прав. Иоанна Кронштадтского. Бездомные люди живут вместе, работают, получают 40% от заработанных денег, остальное идет на содержание дома. В шести домах трудолюбия живет в общей сложности около 400 человек.
«Конечно, досадно, что нередко их наниматели их обманывают. Договариваются с ними устно на какую-то сумму, а потом не платят», — сетует о. Александр. Таким образом, в бюджете честно работающих людей иногда образуется дыра по 300-500 тысяч рублей. Дом трудолюбия постоянно нуждается в помощи, в том числе юридической.
Материал подготовил Кирилл Миловидов
Информация сайта Епархии г. Москвы